123. Почему мы должны давать милостыню бедным?

В книге Исход 23 стихах 10-11 Божий народ получил указание заниматься земледелием для себя и земледелием с целью обеспечения бедных. «Шесть лет засевай поля и собирай урожай, а на седьмой год пусть земля отдыхает под паром. Тогда бедняки из народа смогут кормиться от нее, а звери – доедать после них остатки. Так же поступай с виноградниками и масличными рощами». Во Второзаконии главе 15 стихах 7-11 написано: «Если среди твоих братьев в каком-либо из городов земли, которую дает тебе Господь, твой Бог, окажется бедняк, то не будь жестоким и скаредным к нуждающемуся брату. Будь щедрым и охотно дай ему взаймы все, в чем бы он ни нуждался. Берегись, чтобы не затаить подлую мысль: «Седьмой год, год прощения долгов, близок», и чтобы от того не озлобиться на своего нуждающегося брата и не отказать ему. Иначе он взмолится к Господу против тебя, и ты окажешься виновным в грехе. Дай ему щедро и сделай это без злобы в сердце – ведь за это Господь, твой Бог, благословит тебя во всех твоих делах и во всем, что ты делаешь своими руками. В этой земле всегда будут бедняки. Поэтому я повелеваю тебе быть щедрым к братьям, и к бедным, и к нуждающимся в твоей земле».

Некий правитель спросил Его: «Благой учитель, что мне делать, чтобы унаследовать вечную жизнь? Почему ты называешь меня благим? ответил Иса. Никто не благ, кроме самого Бога.  Ты знаешь заповеди, «Не прелюбодействуй, не убивай, не воруй, не лжесвидетельствуй, почитай своих отца и мать». «Все это я соблюдаю от юности моей», сказал он. Когда Иса услышал это, Он сказал ему, «Тебе все еще не хватает одной вещи. Продай все, что у тебя есть и раздай все бедным и ты получишь награду на Небесах. Затем иди и следую за мной». Когда он услышал об этом, он огорчился, так как был очень богат. Иса посмотрел на него и сказал, «Тяжело богатому войти в Царство Божье! Проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божье».

В христианском учении Бог является отцом всего человечества. Как Отец всех нас, Он имеет заботливое и сострадательное сердце для всех, особенно для бедных. Учение Библии ясно. Богатым нужны бедные, чтобы смириться. Много раз в Ветхом Завете пророки жалуются, что Богу пришлось отправить Свой народ в плен, потому что он не проявлял сострадания к бедным.

В хадисе 417 пророк сказал: «Самая похвальная форма пожертвования милостыни – это попытка помочь бедному человеку, совершенная тайно, тем, у кого самого маленькие средства» (Ахмад). А в хадисе 418 говорится: «Семь раз Аллах затенит в тот день, когда не будет тени, кроме тени Его трона: один из них – человек, который дает милостыню таким образом, что его левая рука не знает, что делает его правая рука» (Бухари, Мусульманин). Благословение дарения описано в хадисе 419: «Благословен слуга, который тратит из богатства, которое он заработал, без греха» (Ибн Ади, Баззар).

Закят (означает «то, что очищает» или «милостыню») – это пожертвование установленной части своего богатства на благотворительность, обычно для бедных и нуждающихся. Это один из пяти столпов ислама. Закят, практика, начатая исламским пророком Мухаммедом, сыграла важную роль на протяжении всей исламской истории. Первоначально Мухаммед ввел закят как добровольное индивидуальное подношение, но при его жизни определенные формы закята были объявлены обязательными. Халиф Абу Бакр, которого мусульмане-сунниты считали преемником Мухаммеда, был первым, кто ввел в действие законную систему закят. Третий халиф, Усман ибн Аффан (который правил с 644-656 гг.), существенно изменил протокол сбора закятов, постановив, что облагаются налогом только «кажущиеся» богатства, что ограничивает выплату закятов большей частью за сельскохозяйственные земли и продукты. В конечном счете, практика государственных закятов была очень недолгой, закончившейся правлением Умара бин Абдула Азиза в 717-720 гг.

Согласно Корану, есть восемь категорий людей (аснаф), которые имеют право на получение закятных средств:

• Те, кто живет в совершенной бедноте (Аль-Фукара)

• Те, кто был ограничен, потому что они не могут удовлетворить свои основные потребности (Аль-Масакин)

• Сами собиратели закята (Аль-Амилина Алайха)

• Немусульмане, симпатизирующие исламу или желающие принять ислам (Аль-Муаллафату Кулубухум)

• Люди, которых один пытается освободить от рабства. Также включает в себя выплату выкупа или крови денег (Дийа). (Фир-Рикаб)

• Те, кто понес огромные долги, пытаясь удовлетворить свои основные потребности (Аль-Гаримин)

• Те, кто работают по Божьему пути (Фи Сабиллилла)

• Дети улицы \ Путешественники (Ибнус-Сабиль)

Согласно хадисам, семья Мухаммеда не должна употреблять закят. Закят также не следует давать родителям, бабушкам и дедушкам, детям, внукам или супругам. Запрещается также расходовать закятные средства на инвестиции, а не просто на тех, кто в них нуждается. Некоторые ученые не согласны с тем, следует ли включать в число бедных, которые подпадают под эту категорию, немусульман. Некоторые утверждают, что закят можно платить немусульманам, но только после удовлетворения потребностей мусульман. Фи Сабиллилла является наиболее известным асафом в мусульманских обществах Юго-Восточной Азии, где он широко истолковывает как финансирование миссионерской работы, школ Корана и всего, что служит общине (умме) в целом.