99. Что значит жить в коллективистском обществе, движимом честью и стыдом?

Сообщества Ближнего Востока являются коллективистскими или ориентированными на группу в своей социальной структуре. В социальной науке технический термин, используемый для описания таких обществ, называется «дьядизм». В Новом Завете основные герои обычно ассоциируют себя с местом своего рождения, народной принадлежностью, свои кланом или племенем, и со своей семьей. Их идентичность была связана с группой, к которой они принадлежали. Если они были образованы, то они также ассоциировали себя со школой, которую посещали, к примеру, Павел был учеником Гамалиила (Деяния 22:3). Когда Павел свидетельствует о своей новой коллективной принадлежности к телу Христову (1 Коринфянам 12:12), он использует термин «Божья семья», и называет членов этой семьи «братьями» и «сестрами». Личная принадлежность и знания такого толка, принадлежат культурному миру, который высоко структурирован и внимательно классифицирован, для того, чтобы в нем было место для каждого, и каждый в нем имел свое роль. Этот культурный мир обычно основан на ценностях чести и стыда, и непризнание роли человека в обществе потенциально может принести ему стыд и позор.

Этот способ «знать и быть узнаваемым» проистекает из сложного набора социальных стратегий. Люди, принадлежащие этим обществам, позволяют своим желаниям и принадлежности быть корректируемыми другими людьми. Они учатся иметь «совесть», которая формируется согласно мнению других людей, их оценке; и суждения определяют их обязанности соответственно коллективному раскладу (1 Коринфянам 8:7-13). Павел призывает всем оставаться в положении, в котором они были призваны, даже рабам быть послушными своим господам, потому что коллективная связь является очень важной в коллективистском обществе. В этом типе общества, отдельны личности не делают заявлений о своей принадлежности, вместо этого они прислушиваются к тому, что другие говорят о них: «– За кого принимают Меня люди?– А вы кем считаете Меня?» (Марка 8:27-29). Иса, к примеру, никогда не претендовал говорить о Себе от Себя, но как о посланном от Отца, как о Божьем агенте (Иоанна 7:16; 14;10). Во время своего крещения Яхией в реке Иордан, Иса раскрыл Свою идентичность как принадлежащий к Триединству. Отец, Сын и Святой Дух свидетельствуют о своей коллективной идентификации как Единого Бога. Такое коллективное, культурное мышление Исы помогает ответить на критику людей, которые говорят, что Иса никогда не говорил, что Он является Богом. Иса раскрыл свою Божественную коллективную идентичность через свидетельства других людей.

Поскольку честь – это публичное утверждение и публичное признание этого утверждния другими, мнения других занимают центральное место в этой культуре. Позорить кого-то – значит отрицать его идентичность. После стыда существует небольшая вероятность восстановления отношений, когда роль в коллективе пристыженного человека была атакована, и он больше не является частью коллективной идентичности. Обычное действие пристыженного человека – переехать в другой коллектив, где новая группа может подтвердить его призвание и роль в новом коллективе и восстановить его честь.

Понимание динамики коллективистского общества помогает нам понять трудности, с которыми сталкиваются вероотступники. Для Мусульманина, который покидает Ислам, это немыслимо, что он когда-нибудь сможет найти честь в другом коллективистском обществе, и прежне коллективистское общество видит человека «мертвым» для «совести» группы/уммы и самое доброе, что может быть сделано в угоду группы это прекратить их существование. Конечно, этот стыд может перерасти в честь через действия самого человека, или человека действующего от имени коллективной совести для прекращения жизни постыженного человека. Однако честь не приписывается сообществу за ее действия, потому что это действие будет угодно Аллаху.

Мусульмане, которые хотят стать последователями Иса (Иисуса) и при этом сохранить свою Мусульманскую культуру и ценности ищут людей, которые также приняли культуру, ориентированную на группу. Их новая идентичность будет частью группы, которая основана на «знать» и «быть». «Быть» при этом является более важным для Мусульманина, чем «знать» если они родом с Ближневосточной культуры, потому что это является сущностью их личности. Одобрение и принятие группы является очень важным для них. Божья Семья и ее практики и ценности описаны в Книге Деяний 2 главе 42-47 стихах:

«Верующие твёрдо держались учения посланников Масиха, всегда пребывая в общении, в преломлении хлеба и в молитвах. Все были полны трепета перед Всевышним, потому что много чудес и знамений совершалось через посланников Масиха. Все верующие были вместе, и всё у них было общее. Они продавали свои владения и имущество и раздавали всем, в зависимости от нужды каждого. Каждый день они собирались в храме, а по домам ежедневно преломляли хлеб и ели с радостью и искренностью в сердце, прославляя Всевышнего и пользуясь добрым расположением всего народа. Вечный Повелитель ежедневно прибавлял к ним спасаемых».

Этот отрывок является ясным примером последствий коллективного общества. Щедрость, гостеприимство, ориентированность на отношения, молитва, одобрение группы и принадлежность, коллективное обеспечение являются очевидными в этих стихах, описывающих раннюю церковь.