Суверенитет Бога является выражением, которое является основной верой как для Христиан, так и для Мусульман. Эта фраза обычно используется в религиозной литературе. Эта доктрина занимает центральное место в истории великих религий «Единого Бога» – иудаизма, христианства и ислама. Бог рассматривается как толкователь провидения, вдохновителя Писания и вдохновителя пророчества. Как могло пророчество Исаии быть настолько невероятно точным в его исполнении в жизни Иса Масих, если бы Бог не был Суверенным? Суверенитет Бога является основой христианского богословия и не должен быть неправильно понят или не иметь особого значения на периферии.
В 1 Паралипоменон 29 стихе 11 мы читаем: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий».
Что означает термин «суверенитет Бога»? Это означает превосходство Бога, царствование Бога и целостность характера Бога, являющегося Создателем всего сущего! Сказать, что Бог суверенный, значит заявить, что Бог есть Бог. Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он – Всевышний, действующий по Своей воле в небесной армии и среди жителей земли, чтобы никто не мог удержать Его руку или сказать Ему, что Ты делаешь? (Даниила 4:35). Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он Всемогущий, Обладатель всей властью на небесах и на земле, чтобы никто не мог разрушить Его намерения, сорвать Его замысел или противостоять Его воле (Псалом 113:11). Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он «Владыка над народами» (Псалом 21:29), основывает царства, свергает империи зла и определяет ход династий так, как Ему угодно. Сказать, что Бог суверенен, значит заявить, что Он «Единственный Властелин, Царь царей и Господь господствующих» (1 Тимофея 6:15). Таков Бог Библии и Корана.
Одним из неизменных свойств Бога является Его Всемогущество. Грех не помешал Божьим целям. Автор псалма (Забура), царь Давид, сказал: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» (Псалом 75:11). Отрицать суверенитет Бога означает вступить на путь, который, если следовать его логическому завершению, означает прийти к пустому атеизму, и, к сожалению, многие сегодня, разочаровавшиеся в событиях современного мира, потеряли веру и надежду на суверенитет Бога обратились к атеизму и лекарству от их отчаяния только для того, чтобы обрести еще большее отчаяние в отсутствие веры и надежды на суверенитет Бога.
Суверенитет Бога Писания абсолютен, неопровержим, бесконечен. Когда мы говорим, что Бог Суверенный, мы подтверждаем Его право управлять вселенной, которую Он создал для Своей славы, так, как Он пожелает. Мы утверждаем, что Его право – это право гончара на глину, то есть то, что Он может слепить из этой глины любую форму, которую выберет, изготовляя из одного куска один сосуд для чести, а другой – для позора. Мы утверждаем, что Он не подчиняется закону вне Его собственной воли и природы, что Бог является автором закона. Суверенитет характеризует все существо Бога. Он суверенен во всех Своих качествах. Он суверенен в осуществлении своей власти. Его сила осуществляется так, как Он пожелает, когда пожелает, где пожелает в соответствии с Его характером. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19). А.В. Пинк, известный реформатский богослов и ученый, говорит, что об этом свидетельствует каждая страница Писания. В течение долгого времени эта сила кажется бездействующей, а затем она проявляется в непреодолимой силе. Фараон осмелился помешать Израилю отправиться поклоняться Иегове в пустыне – что случилось? Бог осуществил Свою силу, Его люди были освобождены, а их жестокие надзиратели убиты. Но чуть позже амаликитяне осмелились напасть на тех же израильтян в пустыне, и что случилось? Разве Бог проявил Свою силу в этом случае и показал Свою руку, как Он это делал на Красном море? Были ли эти враги Его народа быстро свергнуты и уничтожены? Нет, наоборот, «Потому что Он сказал: рука была воздета к престолу Господа. Господь будет воевать против амаликитян из поколения в поколение» (Исход 17:16). Опять же, когда Израиль вошел в землю Ханаанскую, Божья сила была продемонстрирована знаменательно. Город Иерихон заблокировал их путь – что случилось? Израиль не притянул ни лука, ни удара: Господь простер руку Свою, и стены рухнули. Но такое чудо больше не повторялось. Ни один другой город не пал после этого. Любой другой город должен был быть захвачен мечом.
Можно привести много других примеров, иллюстрирующих суверенное осуществление Божьей силы. Возьмем еще один пример. Бог проявил Свою силу, и Давид был избавлен от Голиафа, великана; уста львов были закрыты, и Даниилу удалось спастись невредимым; трое еврейских детей были брошены в горящую огненную печь и вышли целыми и невредимыми. Но сила Божья не всегда вмешивалась для освобождения Его народа, потому что мы читаем: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евреям 11:36,37). Но почему? Почему эти люди веры не были освобождены, как другие? Или почему другие не пострадали от такой гибели? Почему Божья сила должна вмешиваться и спасать одних, а не других? Зачем позволять Стефану быть забитым камнями до смерти, а затем освободить Петра из тюрьмы?
Бог суверенен в передаче Своей власти другим. Почему Бог наделил Мафусаила жизненной силой, которая позволила ему пережить всех своих современников? Почему Бог дал Самсону физическую силу, которой никогда не обладал ни один человек? И снова, написано: «Но, чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (Второзаконие 8:18), Бог не дарует эту силу всем. Но почему? Ответ на все эти вопросы: «потому что Бог суверенен и, будучи суверенен, Он делает, что пожелает».
Бог суверенен в осуществлении Своей милости. Обязательно, так как милость направлена волей Того, кто проявляет милосердие. Милосердие не является правом, на которое имеет право человек. Милосердие – это тот удивительная черта характера Бога, через которую Он сострадает, освобождает и дает силы грешнику. Объекты милосердия – это те, кто несчастен, и все страдания являются результатом греха, поэтому несчастные заслуживают наказания, а не милосердия. Говорить, что милости достойны – это противоречие терминов.
Бог дарует Свои милости тем, кто Ему угоден, и удерживает их, поскольку это кажется Ему благим. Бог сказал Моисею: «Кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исход 33:19).
Суверенное проявление Божьей милости – жалость, проявленная к грешнику, проявилась, когда Иегова стал плотью и обитал среди людей. Возьмем один пример. Во время одного из еврейских праздников Господь Иисус вошел в Иерусалим. Он пришел в купальню Вифезда, где на крыльце лежали толпы больных людей – слепых, хромых или парализованных. Был там один человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. (Иоанна 5:3-9). Почему этот один человек был выделен из всех остальных? Нам не сказали, что он кричал: «Господи, помилуй меня». В повествовании нет слова, которое бы указывало на то, что этот человек обладал какими-либо качествами, которые давали ему право на получение особой милости. Здесь как раз описан случай суверенного осуществления Божественной милости, поскольку Христу было так же легко исцелить все это «великое множество», как и этого «определенного человека». Но Он этого не сделал. Он проявил Свою силу и облегчил несчастье этого конкретного страдальца, и по какой-то причине, известной только Себе, Он отказался сделать то же самое для других. И снова мы читаем в Римлянам 9:15: «Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
Бог суверенен в осуществлении Своей любви. «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Иоанна 3:27). Когда мы говорим, что Бог суверенен в осуществлении Своей любви, мы имеем в виду, что Он любит того, кого избирает. Бог не любит всех; если бы Он это делал, Он бы любил Дьявола. Почему Бог не любит дьявола? потому что в нем нечего любить; потому что в нем нет ничего, что могло бы привлечь сердце Бога. Также нет ничего, что могло бы привлечь Божью любовь ни к одному из падших сыновей Адама, поскольку все они по природе являются «детьми гнева» (Ефесянам 2:3). Если в человеческом роде нет ничего, что могло бы привлечь любовь Бога, и если Он действительно любит кого-то, то это обязательно следует тому, что причина Его любви должна быть найдена в Себе, что является лишь еще одним способом сказать, что осуществление Божьей любви к грешникам соответствует Его собственному удовольствию.
В конечном счете, исполнение Божьей любви должно соответствовать Его суверенитету, иначе Он будет любить по правилу; и если Он любил бы по правилу, то Он был бы под законом любви, и если Он под законом любви, то Он не Верховный, а Сам управляется законом. «Но», можно спросить: «Разумеется, мы не отрицаем, что Бог любит весь человеческий род?». Ответ на это написан, «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел» (Римлянам 9:13). Если тогда Бог любил Иакова и ненавидел Исава, и это до того, как они родились или сделали добро или зло, тогда причина Его любви была не в них, а в Себе.
Осуществление Божьей любви согласно Его собственному суверенному удовольствию, также ясно из языка Ефесянам 1:3-5, где мы читаем, «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа». Это то, что Он хотел сделать, и это доставляло Ему огромное удовольствие. Мы не забываем о том факте, что люди изобрели различие между Божьей любовью к самодовольству и Его любовью к состраданию, но это изобретение является чистым и простым. Писание называет последнее «жалостью Бога» (посмотрите в Матфея 18:33) «Любите врагов ваших! Делайте им добро. Одалживайте им, не ожидая ничего взамен. Тогда ваша награда с небес будет очень велика, и вы действительно будете действовать как дети Всевышнего, потому что Он добр к тем, кто неблагодарен и нечестив.
Бог суверенен в осуществлении Своей благодати. Это необходимо, поскольку благодать – это благосклонность, оказанная недостойным, даже достойному ада. Благодать противоположна справедливости. Справедливость требует беспристрастное соблюдение закона. Справедливость требует, чтобы каждый получил должное по закону, ни больше ни меньше. Справедливость не приносит никаких одолжений и не почитает людей. Справедливость как таковая не проявляет жалости и не знает пощады. Но после того, как справедливость полностью удовлетворена, изливается благодать. Божественная благодать не осуществляется за счет справедливости, но «как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам 5:21). Если благодать «царствует», значит, благодать суверенная. Благодать была определена как незаслуженная милость Бога; и, если она не получена, никто не может претендовать на это как на свое неотъемлемое право. Если благодать не заработана и не заслужена, то никто не имеет на нее права. Если благодать — это дар, то никто не может ее требовать. Следовательно, поскольку спасение по благодати – это дар Божий, то Он дарует его тем, кому пожелает. Поскольку спасение по благодати, самый сильный грешник не находится вне досягаемости Божественной милости. Поскольку спасение по благодати, хвастовство исключено, и Бог получает всю славу.
Суверенное проявление благодати иллюстрируется в Писании. Язычникам дано идти своим путем, в то время как Израиль становится народом завета Иеговы. Измаил, первенец, изгнан без благословения, пока Авраам не умолял Бога благословить его в Бытие 17: 18-20 и Бытие 21:20, в то время как Исаак, сын на старости его родителей, стал ребенком завета обетования. Исаву великодушному и духовно-прощающему отказано в благословении первенца, хотя он тщательно искал его со слезами, в то время как Иаков получает наследство и превращается в сосуд чести. Итак, в Новом Завете Божественная Истина скрыта от мудрых и разумных, но открывается младенцам. В Новом Завете элита, фарисеи и саддукеи скорбно ушли от перспективы «незаслуженной милости». Мытари и блудницы тянутся экстравагантной любовью Бога.
Удивительным образом Божественная благодать осуществлялась во время рождения Спасителя. Воплощение Сына Божьего было одним из величайших событий в истории вселенной, и, тем не менее, его фактическое местонахождение не было известно всему человечеству; вместо этого оно было специально открыто Вифлеемским пастухам и мудрецам Востока. И это было пророческим и показательным для всего хода времени, в котором мы живем, потому что даже сегодня Христос не всем известен. Богу было бы легко послать группу ангелов в каждый народ и объявить о рождении Его Сына. Но Он этого не сделал. Бог мог бы с готовностью привлечь внимание всего человечества к «звезде»; но Он не сделал этого. Почему? Потому что Бог суверенен и распределяет Свои благосклонности по своему усмотрению. Интересно отметить два класса, которым стало известно о рождении Спасителя, а именно, самые маловероятные классы – неграмотные пастухи на холмах и языческие звездочеты из далекой страны. Ни один ангел не встал перед синедрионом и не объявил о пришествии израильского Мессии! Писцы и юристы не увидели никакой «звезды», поскольку они в своей гордости и самодовольстве исследовали Писание! Они усердно искали, чтобы выяснить, где Он должен был родиться, и тем не менее им не стало известно, когда Он действительно пришел. Какое проявление Божественного Суверенитета – неграмотные пастухи, выделенные для особой чести, и образованные и выдающиеся люди прошли мимо! И почему рождение Спасителя было открыто этим иностранцам, а не тем, среди которых Он родился? Посмотрите в этом чудесном предзнаменовании Божьих отношений с нашей расой на протяжении всего христианского устроения – Суверенность в исполнении Его благодати, даровавшего Его милости, которые Он пожелает, часто самым маловероятным и недостойным.
Суверенитет Бога был явно показан в Его выборе места, где родился Его Сын. Не в Грецию или Италию пришел Господь Славы, но в ничтожную Палестинскую землю! Не в Иерусалиме – королевском городе – родился Иммануил, а в Вифлееме, который был «немногочисленным среди тысяч (городов и деревень) в Иудее» (Михея 5:2). И именно в презренном Назарете Он вырос! Воистину, Божьи пути не наши. Он суверенный Бог.
Божья суверенность замечательна для человечества. Человечество может полностью доверять суверенитету Бога. Бог есть Бог справедливости и милости. Коран называет Бога \ Аллаха ‘Милостивым и Милосердным’, Сура 1 аят 1, в то же время поддерживая Его абсолютный Суверенитет всех вещей. Каждая Сура начинается с этих слов, что Аллах Самый Милостивый и Милосердный. В Коране в суре «Марьям» 19 аят 30 говорится, что Иисус сказал: «Я раб Аллаха: Он дал мне откровение и сделал меня пророком». Иисус верил в суверенитет Бога. Его жизнь была полностью в руках Бога. Будучи «рабом» или «слугой» Аллаха, Иисус полностью повиновался Богу во всем, что делал. Он был Един с Богом в каждом своем действии. Даже когда Его искушал дьявол в пустыне в Евангелии от Матфея 4, стихи 1-11, Он отвечал дьяволу силой Божьего слова Писания.
В Коране суверенность Аллаха выражена в Суре 2 Аль-Бакара аят 107: «Разве вы не знаете, что Аллаху принадлежит владычество небес и земли? и кроме Него у вас нет ни покровителя, ни помощника». В Суре 3 Аль Имран аят 26 говорится: «Скажи: Аллах! Повелитель Силы Ты даешь Силу тому, кто тебе нравится, и лишаешь власти, кого хочешь, и ты чтишь того, кого хочешь, и низводишь, кого хочешь. Все в твоих руках, Бог. Истинно над всем у Тебя есть сила». В Суре 5 Аль Маида аят 40 говорится: «Не знаешь, что Аллаху принадлежит владычество небес и земли, Он наказывает, кого пожелает, и прощает, кого пожелает. Аллах имеет власть над всем». В Суре 9 аяте 116 говорится: «Аллаху принадлежит владычество на небесах и на земле. Он дает жизнь и забирает ее. Кроме Него у вас нет защитника или помощника».
Большинство мусульман добавляют к своим заявлениям о том, что они намерены делать в будущем, слово «иншалла», означающее «если Аллах пожелает, или Аллах хочет, или с разрешения Аллаха». Большинство мусульман постоянно ощущают руководящую руку Аллаха в своей жизни.