Шиитский Ислам основан на Коране и послании Исламского Пророка Мухаммеда, засвидетельствованного в Хадисе, который был записан Шиитами, и некоторые книги, которые считаются священными для Шиитов (Нахдж аль-Балага – «Путь Красноречия»). Шииты считают, что Али был назначен Всевышним стать преемником Мухаммеда, а также стать первым Имамом. Али был кузеном и зятем Пророка Ислама Мухаммеда, а также членом Ахл аль-Байт. Али считается первым Имамом, которых принято считать единственными законными религиозными и политическими лидерами Мусульманского сообщества. Али не считался преемником Пророка, прошло 25 лет, прежде чем его признали титулом Халифа. Как и вся его семья, Али считается непогрешимым и безгрешным, и является одним из четырнадцати непогрешимых из дома Мухаммеда.
Традиция утверждает, что Али родился внутри Каабы в Мекке, и был одним из племени Курайшитов. Отец Али и дядя Мухаммеда, Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб, получил опеку над Али в течение первых шести лет его жизни. Абу Талиб был смотрителем Каабы и шейхом клана Бану Хашим, также как и мать Али, Фатима бинт Асад. В Арабской культуре это было великой честью для Али, что оба его родителя принадлежали клану Бану Хашим. Также Али был одним из потомков Исмаила, сына Ибрахима.
Когда Али было шесть лет, внутри и вокруг Мекки был сильный голод, и как его следствие Мухаммед попросил дядю Абу Талиба позволить Али переехать в его (Мухаммеда) дом. Четыре года спустя Мухаммед объявил о своем даре пророка. Когда повеление свыше начать проповедовать пришло к Мухаммеду, Али, будучи 10летним ребенком, был первым человеком мужеского пола, публично заявившим о поддержке своего кузена. В последующие годы Али был одним из тех, кто твердо стоял в поддержку Мухаммеда во времена гонений на Мусульман со стороны жителей Мекки.
Вскоре после переезда Мухаммеда в Медину, Али последовал его примеру. Там Мухаммед сообщил Али, что Бог повелел ему отдать свою дочь Фатиму в жены Али. За десять лет, в которые Мухаммед руководил общиной в Медине, Али принимал во всем активное участие, ведя партии воинов на захваты, и отдавая распоряжения и приказы. Али принял участие во всех битвах, кроме Битвы при Табуке, и боролся за экспансию Ислама в то время.
Трагически, когда Али молился Аллаху в Великой Куфской Мечети, Абд-ал-Рахман ибн Мулджам, убийца Хариджит, поразил его отравленным мечом. Али умер на 21й Рамадан в городе Куфа в 661 н.э. Али высоко ценился за свой ум, веру, честность и посвящение Исламу, верность Мухаммеду,за равное отношение ко всем Мусульманам, за его великодушие в прощении побежденных им врагов. Более того, его почитают как правомерного преемника Мухаммеда.
Согласно некоторым данным, убийство Али было спланировано тремя Харджи, которые встретились в Куфе для совершения заговора. Каждый из них вызвался убить каждого из трех политических лидеров Дар-ул-Ислама – Али, Муавия и Амр бин Ааса. Они надеялись, что убив их, они положат конец гражданским войнам в Исламе и восстановят мир в Мусульманской умме. Али считался Апостолом Мира в Исламе.
Одним из трех заговорщиков был Абдур Рахман бин Мулджам. Он оставался в Куфе, чтобы убить Али, а двое других поехали в Сирию и Египет для того, чтобы убит Муавию и Амр бин Ааса. Харджи были поражены в Нехрване, и многие из них погибли в битве, но нескольким все ж удалось спастись. Абдур Рахман бин Мулджам был одним из тех, кто сумел сбежать. Он был поглощен желанием убить Али. По стечению обстоятельств, он встретил женщину Харджианку по имени Каттама, чьи отец и братья также были убиты в Нехрване, и она тоже вынашивала несмиримую ненависть к Али. Абдур Рахман полюбил Каттаму и предложил ей стать его женой. Она сказала, что ценой ее руки будет голова Али ибн Аби Талиба. Это укрепило Абдур Рахмана в его решении убить Али. Он пообещал своей Каттаме достать луну с неба, если бы она захотела, но она сказала, что ничто кроме головы Али ибн Аби Талиба ее не интересовало.
Абдур Рахман бин Мулджам тщательно разработал свой план по убийству Али. Несколько других доверенных Харджи также предложили свою добровольную службу Али, и вместе они репетировали убийство. Абдур Рахман бин Мулджам сделал еще одну предосторожность – он поместил свой меч в смертельный яд на три дня.
На 19й Рамадан 40 года от Хиджры Али пришел в Великую Мечеть Куфы и совершил Азан. В первом ряду, на ряду с остальными молящимися были Абдур Рахман бин Мулджам и его сообщники. Они наблюдали за движениями Али. В складках своей одежды они пронесли меч, пропитанный в яде.
В тот момент, когда лоб Али коснулся земли для совершения сажды, Абдур Рахман бин Мулджам вышел со своего ряда и только Али поднял голову с земли, ибн Мулджам нанес фатальный удар такой силы, что разделил место удара надвое. Кровь поилась со лба Али, и он возгласил: «Господом Каабы, я успешен!».
Собрание осознало произошедшее, и как только они завершили молитву, они окружили его. Его сыновья Хасан и Хусейн отнесли его домой. Пришел лекарь и попытался зашить ужасную рану, но не смог остановить кровотечение. Удар меча был фатальным, однако яд с его острия ьакже быстро распространялся по всему телу.
Перед своим убийством, Али провел время в молитве и размышлениях; диктуя свою волю; давая инструкции своим сыновьям, служителям и генералам о ведении правительства; и повелевая им никогда не забывать стариков, больных, бедных, вдов и сирот. Али заявил, что его старший сын Хасан, займет его место после него, как глава Царства Небесного на Земле, и как государь всех Мусульман.
Али сохраняет свой статус верховной власти в Тафсире (Коранический экзегезис), Фикхе (Исламская юриспруденция) и религиозных размышлениях. Город Кум в северо-западном Иране, на юго-востоке от Тегерана считается самым центром изучения этих дисциплин согласно традициям Али в современном Исламском мире.